Публикации
Uz-Daewoo 2012: итоги високосного
О том, каким был уходящий год, и чего можно ожидать в будущем, порталу MotorPage.ru рассказал исполнительный директор представительства Uz-Daewoo в России, Игорь Давыдов.
Как Вы оцениваете итоги 2012 года для российского автомобильного рынка в целом и для вашей марки в частности?
- Удобнее всего оценивать итоги в цифрах. А они достаточно красноречивы. В прошедшем ноябре на российском рынке продано 240,3 тысяч автомобилей. По сравнению с ноябрем 2011 года это больше лишь на 930 новых транспортных единиц. При этом общий объем продаж за 11 месяцев составил около 2,7 млн автомашин, что на 12 % превышает тот же период года прошлого. С одной стороны, это все-таки – рост, позитивная направленность. С другой, не такое интенсивное увеличение, по сравнению с предыдущим периодом. В итоге главной тенденцией российского автомобильного рынка в 2012 году стало устойчивое снижение динамики его роста. В целом прогноз, который был сделан в компании в начале года, подтверждается – общий объем рынка к концу года составит 2,8-2,9 млн автомобилей.
Что касается продаж Uz-Daewoo в России, следует признать – уходящий год для марки оказался неоднозначным. В его начале потребовалась профилактическая остановка завода, связанная с технологической подготовкой к выпуску новых моделей. Хотя автопроизводитель и выбрал для этого самый, что называется, безопасный период, тем не менее, у дилеров ощущался некоторый дефицит машин. Но уже в апреле складские запасы были восстановлены и падение продаж приостановилось. Во втором полугодии положение марки стабилизировалось, и к ноябрю она заняла 10-ю позицию среди проданных в РФ иномарок.
С чем связано замедление темпов роста во втором полугодии и следует ли это воспринимать, как долгосрочный тренд?
- В основе – две причины. Во-первых, достижение некоторой промежуточной точки насыщения, которое совпадает с реализацией отложенного во время кризиса спроса. Во-вторых, «охлаждение» рынка кредитования, связанное с повышением Центральным Банком ставки рефинансирования. Но для Uz-Daewoo как раз второе полугодие оказалось более успешным.
Следует ли ожидать обострения конкуренции между производителями в связи со сложившейся ситуацией?
- По нашему мнению, это одно из главных следствий замедления рынка. В 2011-2012 годах, как никогда до этого, на рынок вышло большое количество новых моделей, что является доказательством роста конкуренции. Еще одно свидетельство – возросшее во второй половине 2012-го число специальных акций: это и всевозможные бонусы, презенты и лотереи, и ценовые акции, и ко-брэндинг. В некоторых случаях суммы, на которые делаются подарки или скидки, могут достигать 100 тысяч рублей. Кроме того, усиливается конкуренция с использованием административного ресурса. В РФ это и введение утилизационного сбора, и компенсация пошлин для работающих в режиме промышленной сборки производителей, так называемые, «нетарифные» методы поддержки отрасли, и разработка специальных условий налогообложения и работы в особых экономических зонах. Uz-Daewoo пока оплачивает сбор на утилизацию из собственных средств. Это позволяет не перекладывать бремя на покупателей и сохранить доступность востребованных россиянами Nexia и Matiz. Кстати, лучше всего они продаются в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Уфе и Ижевске.
Каковы планы марки на 2013 год? Каким он станет для российского авторынка?
- В 2013 году в линейке Uz-Daewoo появится седан С-класса. Его продажи в России начнутся будущим летом. Предусмотрены версии с двигателями 1,6 и 1,8 л, оснащенные механической или автоматической трансмиссией. Хотелось бы отметить, что компания планирует продолжить линию консервативной ценовой политики. Есть основания полагать, что аналогично будут действовать и многие другие производители. В 2013 году, думается, следует ожидать либо стабилизации рынка, либо его корректировки вниз, до значения в 2,7-2,8 млн единиц легковых и легких коммерческих автомобилей. Вряд ли возможен сколь-нибудь ярко выраженный рост, за исключением цен. Стоимость среднего проданного на рынке автомобиля совершенно точно вырастет.
Вероятность негативного сценария, которую нельзя исключать из расчета, во многом зависит от дальнейшего развития ситуации в Евросоюзе, а также от действий США. И то, и другое может кардинальным образом повлиять на цену нефти – основной экспортный товар. Падение цены нефти почти сразу негативно скажется на внутренней экономической ситуации. А в случае резкого падения, по аналогии с кризисом 2008-2009 годов, объем рынка и вовсе может составить менее 2 млн автомобилей.